Закрыть

с 2006 года

За отказ подписывать договор без согласия потребителя на обработку персональных данных предусмотрен штраф

Очень часто предприятия обслуживания населения просят подписать соглашение или согласие на обработку персональных данных, чтобы заключить тот или иной договор. И преподносят это почти всегда как обязательное условие к сделке. В данном вопросе в юридическом сообществе двух мнений быть не может – данные действия предпринимателей незаконны: потребитель вправе не давать разрешение на обработку и хранение персональных данных, а такой отказ не может служить основанием для отказа в заключении сделки.

Однако убедить такую организацию о своей правоте просто ссылаясь на общие нормы удавалось далеко не всегда, а трата времени на это не «окупало» потраченного времени на простое заполнение такого соглашения о согласии на обработку персональных данных. Теперь законодатель самостоятельно и отдельно определил, что сбор данных не может являться препятствием, а отказ заключить договор в этой связи является незаконным и подлежит пресечению.

В этой связи в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесли изменение: добавился 7 пункт, который запрещает продавцам отказываться от заключения сделки при нежелании потребителя подписать соглашение о передаче персональных данных. Пренебрежение же данными изменениями может повлечь за собой наложение штрафа для должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для организаций - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Покупатели безусловно с оптимизмом встретили такие нововведение, а вот маркетологи схватились за головы, сетуя, что путь к получению информации о потребителях теперь практически закрыт. Юристы же считают, что повода для паники нет, ведь сбор персональных данных таким образом и сейчас никто не разрешал, законодательство лишь внесло уточнения, которые напрашивались сами собой уже довольно долгое время. Роскомнадзор и до этого довольно часто подтверждал судебным путём нарушения, связанные со сбором персональных данных, но теперь, руководствуясь новым добавленным пунктом, доказать неправомерность продавца будет проще.

Если рассуждать логически, то заказывая, к примеру пиццу, покупатель предоставляет продавцу нужные для заказа данные, а именно адрес и телефон, но указывать семейное положение, номер паспорта и т.д. он не обязан, т.к. для заказа данная информация не нужна. На деле же сейчас творится полнейшая вакханалия с запросами персональных данных. Куда бы человек не пришёл и не обратился, с него обязательно потребуют подписать и заполнить кучу бумажек с личной информацией.

Также руководствуясь законодательными нововведениями, связанными с персональными данными, покупатель теперь сможет спросить продавца, зачем ему та или иная информация. И продавец в свою очередь должен обосновать требование запроса данных в определённый срок.

Почему же законотворцы приняли нововведения именно сейчас? Видимо накопилась критическая масса обращений и жалоб потребителей, не получивших услугу или товар по причине отказа предоставить определённую личную информацию продавцу. И если до этого эффективных методов воздействия на компании у Роспотребнадзора не было, то теперь они есть.

Стоит отметить, что данные изменения касаются только продавцов, работающих с потребителями, приобретающими товары для своих собственных нужд. Если же вы сотрудничаете в B2B, то новшества вас не коснутся. Да и какие персональные данные у коммерсантов?

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 года.

02.06.2022

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.