Close

Судебная практика

/Наша практика/Практика по гражданским делам

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

26 ноября 2015 года Гагаринский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего Колесниченко О.А.,

при секретаре Григорьевой Т.Г,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 7993/2015 по административному иску ФИО о признании незаконным решения Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта Центральных Районов Федерального Агентства Воздушного Транспорта (МТУ ВТ ЦР ФАВТ) об отказе в выдаче свидетельства частного пилота и обязании выдать свидетельство частного пилота,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО обратился в суд с административным иском, в котором оспаривает решение административного ответчика (МТУ ВТ ЦР ФАВТ) от 28.07.2015 г. об отказе в выдаче свидетельства частного пилота.

Свои требования административный истец обосновал тем, что по окончании курсов первоначальной подготовки частных пилотов и сдачи экзаменов 26 марта 2015 г. Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Авиационный учебный центр Объединенной федерации сверхлегкой авиации» было подано представление на выдачу свидетельства частного пилота. Ответом МТУ ВТ ЦР ФАВТ от 28.07.2015 г. в выдаче свидетельства отказано. Указанное решение является необоснованным и незаконным и подлежит отмене.

Административный истец ФИО и его представитель по доверенности Гаджиев Г.К. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика МТУ ВТ ЦР ФАВТ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно надлежащим образом, письменного мнения по иску не представил, ввиду чего, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав административного истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, находит административный иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как усматривается из материалов дела, ФИО в период с 03 сентября 2013 г. по 19 февраля 2015 г. прошел обучение на Курсах первоначальной подготовки частных пилотов на однодвигательный сухопутный самолет ЕЭВС АОН в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Авиационный учебный центр Объединенной федерации сверхлегкой авиации» по Программе первоначальной подготовки частного пилота на ЕВС АОН, утвержденной ФАВТ МТ РФ от 29.11.2010 г., на «Самолет однодвигательный сухопутный» ЕЭВС «Яша». После чего 26.03.2015 г. АНО ДПО «АУЦ ОФ CJIA» было подано представление на выдачу свидетельства частного пилота. ( л.д. 17 - 42)

28.07.2015 г. административным ответчиком МТУ ВТ ЦР ФАВТ дан письменный ответ, которым ФИО отказано в выдаче свидетельства частного пилота. Основанием к отказу в выдаче свидетельства явилось отсутствие у ФИО сведений о прохождении медицинского освидетельствования, а также несоблюдение этапов подготовки, и не прохождение при обучении по Программе первоначальной подготовки частного пилота ряда дисциплин. ( л.д. 9-10)

Судом установлено, что порядок выдачи свидетельств регламентирован «Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции но техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Согласно п.З Правил свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - орган по выдаче свидетельств) лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

В соответствии с п. 8 Правил для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

На основании п. 9 Правил в представлении указывается вид свидетельств, заявляемых к получению, фамилии, имена и отчества (при наличии) кандидатов на получение свидетельства. Представление подписывается руководителем организации, представляющей кандидатов на получение свидетельств, и заверяется печатью организации.

В состав представленных документов входят: представление (заявление на выдачу свидетельства); копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства: копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства; копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства; копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства; копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению; копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению.

Копии представленных документов заверяются организацией, подавшей представление, или подписываются кандидатом на получение свидетельства. В ходе судебного разбирательства судом установлено, что указанные в Правилах документы поданы ответчику.

В силу п. 15 Правил в случае, если представленные документы соответствуют требованиям настоящих Правил и свидетельствуют о соответствии кандидата на выдачу свидетельств требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства.

В соответствии с п. 17 Правил, в случае неполноты представленных документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящих Правил, при наличии в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств направляет (выдает) заявителю мотивированный отказ в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.

Согласно материалам дела, медицинское освидетельствование ФИО как курсант АНО ДПО «АУЦ ОФ С ДА» прошел, по итогу получив медицинское заключение № 111403 от 25.10.2013 г. ВЛЭК МСЧ ОАО «Аэропорт Внуково» с отметкой о годности к полетам в качестве пилота- любителя, и полеты на самолете в период с 28.09.2013 г. по 19.10.2013 г. являлись ознакомительными, во время которых административный истец не допускался к штурвалу для самостоятельного управления самолетом, (л.д.15- 24).

В соответствии с п. 1 федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50 обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:

1) кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов. штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;

2) студенты и курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения (далее - курсанты);

3) члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;

4) специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе (далее - диспетчер УВД);

5) члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники;

6) пилоты авиации общего назначения: частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких воздушных судов (далее - пилоты АОН), полетные диспетчеры.

В силу п. 2 ФАП-50 по результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала. Требований по обязательному наличию медицинского заключения при проведении ознакомительного полета без допуска к управлению самолетом ФАП-50 не установлен.

Согласно п. 2.18 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 147 при обучении с целью получения свидетельства пилота обучаемое лицо допускается к самостоятельным полетам, если оно имеет действующее медицинское заключение первого или второго класса.

Таким образом, по смыслу приведенных норм, устанавливается необходимость наличия медицинского заключения для допуска к управлению самолетом. При первоначальной подготовке пилотов авиации общего назначения практическая лётная подготовка на первом её этапе, от ознакомительного полёта до контрольного полёта на допуск к первому самостоятельному полёту, может производиться без наличия у кандидата действующего медицинского заключения.

Административный истец ФИО к моменту первого самостоятельного полета 22.02.2014 г. имел действующее медицинское заключение.

Кроме того, согласно свидетельству АНО ДПО «АУЦ ОФ CJIA» № 2.6.09 от 19.02.2015 г., в котором указано содержание пройденного ФИО курса обучения, дисциплины «Ведение радиосвязи и фразеологии», «Основы авиационной безопасности» отмечены как пройденные ФИО (л.д. 13)

Кроме того, основные требования к подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации содержатся в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статьей 85 указанного Закона регламентируются особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.

В силу п. 2 ст. 85 Закона об образовании реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно п. 2.1 Раздела II федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденных Приказом Федеральной авиационной службы от 29.01.1999 г. № 23, теоретическая подготовка может производиться любыми методами, обеспечивающими эффективное проведение занятий и обеспечивающими представление обучающимся в полном объеме содержание данного вида подготовки и наглядность излагаемого материала.

В соответствии с п. 5.1 ФАП-23 программы (курсы) подготовки разрабатываются АУЦ в зависимости от конкретных видов подготовки и особенностей деятельности АУЦ и утверждаются по тематической принадлежности подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.

Таким образом, в программе первоначальной подготовки частного пилота на ЕВС АОН, утвержденной ФАВТ МТ РФ от 29.11.2010 г. требований по поводу этапов подготовки, о соблюдении последовательности в часах обучения (непрерывности процесса обучения) и о календарных сроках обучения не содержится, что подтверждается представленным Письмом Министерства транспорта России № 01-1614099 от 03.09.2015 г., а в Воздушном законодательстве РФ требований по срокам начала проведения практического лётного обучения при подготовке пилотов АОН и гражданской авиации РФ строго после полного завершения теоретического обучения и сдачи экзамена по теории нет.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным решения МТУ ВТ ЦР ФАВТ об отказе в выдаче свидетельства частного пилота и обязании выдать свидетельство частного пилота подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд полагает, что, в соответствии со ст. 112 К АС РФ, с учетом объема правовой помощи, оказанной административному истцу, а также принципа разумности и справедливости, подлежат взысканию понесенные административным истцом расходы на оплату юридических услуг в размере 70 000 рублей.

Также, с административного ответчика, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, понесенные им при подачи иска в суд, в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта Центральных Районов Федерального Агентства Воздушного Транспорта об отказе в выдаче свидетельства частного пилота от 28.07.2015 г. и обязать Межрегиональное Территориальное Управление Воздушного Транспорта Центральных Районов Федерального Агентства Воздушного Транспорта выдать ФИО свидетельство частного пилота.

Взыскать с Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта Центральных Районов Федерального Агентства Воздушного Транспорта судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 70 000 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Работаем по всему миру с 2006 года.