Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Еще в 2018 году на заседании пленума ВС РФ была сформулирована позиция, гласившая, что в голосовании за совершение сделок голоса участников ООО и АО, подконтрольных заинтересованному в сделке физическому или юридическому лицу, не принимаются во внимание.
В 2019 году этот принцип решили закрепить на законодательном уровне, для чего инициативная группа разработала и внесла на рассмотрение проект поправок в статьи федеральных законов об ООО и АО, регулирующие проведение сделок с заинтересованностью. В октябре текущего года закон был принят в третьем чтении на очередном заседании Государственной Думы.
Законопроект преследует цель прояснить некоторые моменты корпоративного права, касающиеся определения лиц с интересами в сделках. Разработанная инициатива предлагает удалять из списка участников общего собрания, на котором принимается соглашение по проведению сделки, не только контролирующих лиц с интересами в совершении этой сделки, но и подконтрольных им лиц.
В пунктах 1 статьи 45 Закона №14-ФЗ от 08.02.1998 и 1 статьи 81 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995, регламентирующих соответственно деятельность ООО и АО, указываются основания, на которых квалифицируется сделка с заинтересованностью. От ее совершения потенциальную выгоду могут иметь руководители, единолично или в составе группы выполняющие исполнительные функции, члены директората общества, лица с правом контроля над обществом и др.
Вышеуказанные граждане подтверждаются законодательной практикой заинтересованными лицами тогда, когда они являются:
Одобрение сделки с заинтересованностью осуществляется путем голосования собрания участников ООО (акционеров АО) или членов директората организации. Согласно тексту Постановления Пленума ВС РФ № 27 от 26.06.2018 заключенную сделку можно считать недействительной, если не поступило как требование о собрании директорского совета или всех участников ООО (акционеров АО), так и уведомление о совершении сделки с заинтересованностью.
Недостаточность обстоятельств, позволяющих квалифицировать сделку с заинтересованностью в качестве незаконной, не отменяет права суда рассматривать ее недействительной, что подтверждено пунктом 2 статьи 174 Гражданского кодекса РФ. Данный пункт устанавливает сделку нелегальной в том случае, когда ее совершение повлекло за собой ущерб для юридического лица (его представителя), в то время как другая сторона была заведомо осведомлена об этом риске. Помимо этого, действительность операции можно аннулировать при наличии свидетельств о сговоре органа юрлица (представителя) с другой стороной, причинившем ущерб данному юрлицу (представляемому).
Общая последовательность действий в получении одобрения сделки с заинтересованностью:
В противном случае пострадавшая от совершения сделки сторона вправе подать иск о рассмотрении ее как недействительной, а суд вправе этот иск удовлетворить.