Закрыть

с 2006 года

Юристы по налоговому праву

юрист по налоговым спорам

Споры по налогам составляют значительную часть споров, рассматриваемых судами в Российской Федерации. Легитимного определения термина «налоговые споры» нет хотя этот термин прочно вошёл в обиход. Очевидно, что это спор с участием налогового органа, хотя не всякий арбитраж с участием налогового органа является налоговым.

услуга описание цена (% от налога)
возмещение НДС участие представителя компании в судебных заседаниях по оспариванию начисленных налоговых платежах со всеми правами представителя от 3 до 15
оспаривание начисленного налога на прибыль участие представителя компании в судебных заседаниях по оспариванию начисленных налоговых платежах со всеми правами представителя от 5 до 30
оспаривание НДФЛ участие представителя компании в суде первой инстации от 10 до 20
оспаривание упрощенки участие представителя компании в судебных заседаниях по оспариванию начисленных налоговых платежах со всеми правами представителя от 5 до 20
оспаривание действий налоговых органов участие представителя компании в судебных заседаниях по оспариванию действий или бездействий налоговых органов со всеми правами представителя договорная

Налоговые споры можно классифицировать по основным видам налогов, предложенных в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии с НК РФ налоги делятся на:
1. федеральные налоги и сборы;
2. региональные налоги и сборы;
3. местные налоги и сборы.

Также споры по налогам можно классифицировать по видам самих налогов и сборов, а именно: налоговые споры при упрощенной системе налогообложения; подоходному налогу; налогу на прибыль; пошлинам; сборам.

Среди налоговых споров особо распространены следующие виды:
налоговые споры, связанные с обжалованием неправомерных решений налоговых органов;
налоговые споры, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога (сбора);
налоговые споры, связанные с предъявлением налогоплательщику требований о выплате штрафных санкций или начислении пеней;
налоговые споры, связанные с невыполнением налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
споры по налогу на добавленную стоимость (НДС);
споры по налогу на прибыль (НП);
споры по единому социальному налогу (ЕСН);
налоговые споры, связанные с непредставлением налоговой декларации;
налоговые споры, связанные с неправомерным несообщением сведений налоговому органу;
налоговые споры, связанные с привлечением индивидуального предпринимателя или юр. лица к ответственности по итогам камеральной или выездной налоговой проверки;
налоговые споры, связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов, с признанием результатов проверок недействительными;
налоговые споры, связанные с необоснованной блокировкой счета или бесспорным списанием с расчетного счета налоговых платежей;
налоговые споры о сроках давности взыскания налоговых санкций;
налоговые споры в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
налоговые споры в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
налоговые споры по возмещению убытков, причинённых вследствие действий представителей налоговых органов.

Часто встречающими процессами являются споры по выездным налоговым проверкам. По итогам такой проверки составляется справка. В течение двух месяцев налоговый орган составляет акт налоговой проверки, в котором содержатся выводы о правомерности действий налогоплательщика по уплате налогов. Если в акте имеются сведения, указывающие на неправомерность действий налогоплательщика, то его привлекают к ответственности. « Неуплата налога», сложившаяся судебная практика определяет как возникновение у налогоплательщика задолженности (недоимки) перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога. Порой, недоимка может появиться совершенно неожиданно для организации, хотя она вроде бы и произвела все уплаты в срок. Такая ситуация может возникнуть, если организация не правильно указала код бюджетной классификации (КБК). Действующее налоговое законодательство не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания КБК. Судебная практика показывает, что в случае перечисления необходимой суммы налога в установленные законодательством сроки по платежному документу с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации в бюджет того же уровня, сумма налога считается уплаченной в установленный срок, а следовательно, обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается также исполненной. Таким образом, оснований для начисления пени по этому поводу нет, так как налог фактически поступил в тот же бюджет, но с другим КБК. В противном случае, начисление пеней является правомерным, поскольку, указание неправильного кода бюджетной классификации ведет к возникновению недоимки конкретного бюджетного уровня.

Условно, налоговые споры можно поделить на две категории:
1. инициируемые налоговыми органами с целью взыскания с налогоплательщика недоимки, пеней и штрафов.
2. инициируемые налогоплательщиком с целью оспаривания нормативно-правовых актов, решений, действий или бездействий налоговых органов.

Прежде чем обратиться в суд для отстаивания своих интересов, налогоплательщику необходимо определить подведомственность и подсудность спора. Важно правильно сформулировать предъявляемое в суд требование, определить нарушенные права и интересы. Необходимо выяснить, какие обстоятельства спора являются юридически значимыми для данного случая, какими документами они могут быть подтверждены, какие ходатайства необходимо предъявить в суд. Нужно собрать и правильно оформить все необходимые документы. Настоятельно рекомендуем также внимательно изучить судебную практику по аналогичным налоговым спорам. Налоговые споры юридических лиц подведомственны арбитражным судам субъектов.

налоговые споры, арбитраж, споры по налогам, оспаривание действий налоговых органов

Споры по обжалованию нормативно-правовых актов федеральной налоговой службы, если они затрагивают интересы участников экономической деятельности, подсудны арбитражным судам субъектов РФ по месту нахождения налогового органа.

Налоговые споры, инициатива обращения в суд, которых, исходит от налогоплательщика, можно подразделить на две категории:
1. арбитражи имущественного характера, рассматриваемые по общим правилам искового производства. Сюда относятся споры о возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, а также взыскании процентов за несвоевременный возврат налога.
2. арбитражи, вытекающие из административных и иных публичных отношений и рассматриваемые в порядке искового производства, но по специальным процессуальным нормам. Они составляют большую часть налоговых споров и сводятся к обжалованию:
- нормативного акта налогового органа;
- ненормативного акта налогового органа;
- действий (бездействий) должностного лица налогового органа.

Следует учитывать, что АПК РФ по категории дел, относящихся к спорам, вытекающим из административных и иных публичных отношений, установлены дополнительные требования к заявлению, подаваемому в суд, к составу прилагаемых документов, иной срок обращения в суд и рассмотрения дела и т.д.

Хотя сама процедура подачи заявления и не отличается от процедуры подачи искового заявления, но его содержание и состав прилагаемых к нему документов имеют различия. В заявлении обязательно должно быть указано, какие права и законные интересы налогоплательщика, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) налоговых органов. К заявлению наряду с документами, прилагаемыми к исковому заявлению, дополнительно прилагаются текст оспариваемого акта и решения.

Нормативными называются акты, принятые уполномоченными органами и рассчитанные на многократное применение, устанавливающие обязательные для применения нормы, адресованные неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты налоговых органов - это документы властно-обязывающего характера, но не обладающие признаками нормативности. В то же время не все документы налогового органа могут быть признаны ненормативными правовыми актами. Анализ судебной практики показывает, что к ненормативным актам не относятся акты выездных и камеральных налоговых проверок, протоколы и постановления налогового органа по делам об административных правонарушениях, письма налоговых органов по запросу конкретного юридического лица.

Организации также следует учитывать, что при обжаловании решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности должно быть соблюдено требование о досудебном обжаловании такого решения.

После завершения налоговой проверки, проверяемая организация подписывает акт, но не всегда нужно спешить с этим. Руководитель организации может не согласиться с выводами комиссии и приведенными в акте фактами. Налогоплательщик предоставит в налоговый орган объяснение причин отказа подписания акта и документы, подтверждающие обоснованность отказа.

В таком случае есть надежда на досудебное разрешение налогового спора. После дополнительной проверки, налоговый орган примет решение о признании выводов комиссии обоснованными или необоснованными. Налоговый спор по итогам выездной комиссии относится к оспариваемой категории решения налогового органа.

Очень важно правильно сформулировать требования к налоговому органу. Неправильно сформулированное требование может повлечь отказ в его удовлетворении судом, несмотря на имеющиеся у юридического лица достаточные основания требовать восстановления нарушенного права.

У арбитражных дел по налогообложению вне зависимости от их классификации своя специфика и свои особенности. Независимо от судебного или административного порядка разрешения налогового спора разобраться в них без привлечения квалифицированных специалистов качественно и в установленный законом срок, достаточно сложно. Мы готовы оказать Вам помощь в этом не простом деле. Ибо только профессиональный налоговый юрист может решить самые сложные проблемы.

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.

>