Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Споры по налогам составляют значительную часть споров, рассматриваемых судами в Российской Федерации. Легитимного определения термина «налоговые споры» нет хотя этот термин прочно вошёл в обиход. Очевидно, что это спор с участием налогового органа, хотя не всякий арбитраж с участием налогового органа является налоговым.
услуга | описание | цена (% от налога) |
возмещение НДС | участие представителя компании в судебных заседаниях по оспариванию начисленных налоговых платежах со всеми правами представителя | от 3 до 15 |
оспаривание начисленного налога на прибыль | участие представителя компании в судебных заседаниях по оспариванию начисленных налоговых платежах со всеми правами представителя | от 5 до 30 |
оспаривание НДФЛ | участие представителя компании в суде первой инстации | от 10 до 20 |
оспаривание упрощенки | участие представителя компании в судебных заседаниях по оспариванию начисленных налоговых платежах со всеми правами представителя | от 5 до 20 |
оспаривание действий налоговых органов | участие представителя компании в судебных заседаниях по оспариванию действий или бездействий налоговых органов со всеми правами представителя | договорная |
Налоговые споры можно классифицировать по основным видам налогов, предложенных в Налоговом кодексе РФ.
В соответствии с НК РФ налоги делятся на:
1. федеральные налоги и сборы;
2. региональные налоги и сборы;
3. местные налоги и сборы.
Также споры по налогам можно классифицировать по видам самих налогов и сборов, а именно: налоговые споры при упрощенной системе налогообложения; подоходному налогу; налогу на прибыль; пошлинам; сборам.
Среди налоговых споров особо распространены следующие виды:
налоговые споры, связанные с обжалованием неправомерных решений налоговых органов;
налоговые споры, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога (сбора);
налоговые споры, связанные с предъявлением налогоплательщику требований о выплате штрафных санкций или начислении пеней;
налоговые споры, связанные с невыполнением налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
споры по налогу на добавленную стоимость (НДС);
споры по налогу на прибыль (НП);
споры по единому социальному налогу (ЕСН);
налоговые споры, связанные с непредставлением налоговой декларации;
налоговые споры, связанные с неправомерным несообщением сведений налоговому органу;
налоговые споры, связанные с привлечением индивидуального предпринимателя или юр. лица к ответственности по итогам камеральной или выездной налоговой проверки;
налоговые споры, связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов, с признанием результатов проверок недействительными;
налоговые споры, связанные с необоснованной блокировкой счета или бесспорным списанием с расчетного счета налоговых платежей;
налоговые споры о сроках давности взыскания налоговых санкций;
налоговые споры в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
налоговые споры в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
налоговые споры по возмещению убытков, причинённых вследствие действий представителей налоговых органов.
Часто встречающими процессами являются споры по выездным налоговым проверкам. По итогам такой проверки составляется справка. В течение двух месяцев налоговый орган составляет акт налоговой проверки, в котором содержатся выводы о правомерности действий налогоплательщика по уплате налогов. Если в акте имеются сведения, указывающие на неправомерность действий налогоплательщика, то его привлекают к ответственности. « Неуплата налога», сложившаяся судебная практика определяет как возникновение у налогоплательщика задолженности (недоимки) перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога. Порой, недоимка может появиться совершенно неожиданно для организации, хотя она вроде бы и произвела все уплаты в срок. Такая ситуация может возникнуть, если организация не правильно указала код бюджетной классификации (КБК). Действующее налоговое законодательство не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания КБК. Судебная практика показывает, что в случае перечисления необходимой суммы налога в установленные законодательством сроки по платежному документу с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации в бюджет того же уровня, сумма налога считается уплаченной в установленный срок, а следовательно, обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается также исполненной. Таким образом, оснований для начисления пени по этому поводу нет, так как налог фактически поступил в тот же бюджет, но с другим КБК. В противном случае, начисление пеней является правомерным, поскольку, указание неправильного кода бюджетной классификации ведет к возникновению недоимки конкретного бюджетного уровня.
Условно, налоговые споры можно поделить на две категории:
1. инициируемые налоговыми органами с целью взыскания с налогоплательщика недоимки, пеней и штрафов.
2. инициируемые налогоплательщиком с целью оспаривания нормативно-правовых актов, решений, действий или бездействий налоговых органов.
Прежде чем обратиться в суд для отстаивания своих интересов, налогоплательщику необходимо определить подведомственность и подсудность спора. Важно правильно сформулировать предъявляемое в суд требование, определить нарушенные права и интересы. Необходимо выяснить, какие обстоятельства спора являются юридически значимыми для данного случая, какими документами они могут быть подтверждены, какие ходатайства необходимо предъявить в суд. Нужно собрать и правильно оформить все необходимые документы. Настоятельно рекомендуем также внимательно изучить судебную практику по аналогичным налоговым спорам. Налоговые споры юридических лиц подведомственны арбитражным судам субъектов.
Споры по обжалованию нормативно-правовых актов федеральной налоговой службы, если они затрагивают интересы участников экономической деятельности, подсудны арбитражным судам субъектов РФ по месту нахождения налогового органа.
Налоговые споры, инициатива обращения в суд, которых, исходит от налогоплательщика, можно подразделить на две категории:
1. арбитражи имущественного характера, рассматриваемые по общим правилам искового производства. Сюда относятся споры о возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, а также взыскании процентов за несвоевременный возврат налога.
2. арбитражи, вытекающие из административных и иных публичных отношений и рассматриваемые в порядке искового производства, но по специальным процессуальным нормам. Они составляют большую часть налоговых споров и сводятся к обжалованию:
- нормативного акта налогового органа;
- ненормативного акта налогового органа;
- действий (бездействий) должностного лица налогового органа.
Следует учитывать, что АПК РФ по категории дел, относящихся к спорам, вытекающим из административных и иных публичных отношений, установлены дополнительные требования к заявлению, подаваемому в суд, к составу прилагаемых документов, иной срок обращения в суд и рассмотрения дела и т.д.
Хотя сама процедура подачи заявления и не отличается от процедуры подачи искового заявления, но его содержание и состав прилагаемых к нему документов имеют различия. В заявлении обязательно должно быть указано, какие права и законные интересы налогоплательщика, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) налоговых органов. К заявлению наряду с документами, прилагаемыми к исковому заявлению, дополнительно прилагаются текст оспариваемого акта и решения.
Нормативными называются акты, принятые уполномоченными органами и рассчитанные на многократное применение, устанавливающие обязательные для применения нормы, адресованные неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты налоговых органов - это документы властно-обязывающего характера, но не обладающие признаками нормативности. В то же время не все документы налогового органа могут быть признаны ненормативными правовыми актами. Анализ судебной практики показывает, что к ненормативным актам не относятся акты выездных и камеральных налоговых проверок, протоколы и постановления налогового органа по делам об административных правонарушениях, письма налоговых органов по запросу конкретного юридического лица.
Организации также следует учитывать, что при обжаловании решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности должно быть соблюдено требование о досудебном обжаловании такого решения.
После завершения налоговой проверки, проверяемая организация подписывает акт, но не всегда нужно спешить с этим. Руководитель организации может не согласиться с выводами комиссии и приведенными в акте фактами. Налогоплательщик предоставит в налоговый орган объяснение причин отказа подписания акта и документы, подтверждающие обоснованность отказа.
В таком случае есть надежда на досудебное разрешение налогового спора. После дополнительной проверки, налоговый орган примет решение о признании выводов комиссии обоснованными или необоснованными. Налоговый спор по итогам выездной комиссии относится к оспариваемой категории решения налогового органа.
Очень важно правильно сформулировать требования к налоговому органу. Неправильно сформулированное требование может повлечь отказ в его удовлетворении судом, несмотря на имеющиеся у юридического лица достаточные основания требовать восстановления нарушенного права.
У арбитражных дел по налогообложению вне зависимости от их классификации своя специфика и свои особенности. Независимо от судебного или административного порядка разрешения налогового спора разобраться в них без привлечения квалифицированных специалистов качественно и в установленный законом срок, достаточно сложно. Мы готовы оказать Вам помощь в этом не простом деле. Ибо только профессиональный налоговый юрист может решить самые сложные проблемы.